Использование современных образовательных технологий

Использование  современных образовательных технологий

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

В педагогической деятельности активно применяю современные образовательные технологии, в том числе проектные и исследовательские, что способствует повышению уровня мотивации учащихся к изучению предмета «Математика», повышению качества обученности и увеличению количества творческих работ учащихся по предмету.

На уровне основного и среднего общего образованиям учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью в рамках изучения предметов «Математика», «Наглядная геометрия». За период с 2012 года по 2014 год учащимися классов, в которых я являюсь учителем математики, подготовлено 6 учебных проектно-исследовательских работ, две из которых были успешно представлены на учебно-исследовательских конференциях «Наследие» и «Ступенька». Все работы выполнены с использованием программы PowerPoint в виде презентаций. (Приложения 5.6 + приложение на диске).

          В основе технологии проектирования лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ими самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Используя технологию проектирования на уроках и во внеурочной деятельности, преследую следующие  цели:

        -научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

        - научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,  делать обоснование;

        -принимать самостоятельные аргументированные решения;

        -научить работать в команде, выполнять разные социальные роли.

         Практика работы показала повышение интереса у учащихся к проектной работе.

Таблица 6

учебный год

количество классов/количество учащихся

количество проектных работ

2013/2014

3/75

7

2014/2015

3/78

28

 

В качестве примера предлагаю конспекты уроков по теме «Преобразования в координатной плоскости» в 6 классе (Приложение 7).

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

Необходимым средством оптимизации учебного процесса считаю использование информационно-коммуникационных технологий. Для подготовки к своим урокам применяю компьютерные программы  MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint, использую поисковые системы "Google", Яндекс", "Рамблер".

Для повышения интереса учащихся к процессу обучения  на уроках и на внеклассных мероприятиях использую различные готовые мультимедийные презентации, фильмы и другие информационные ресурсы из сети Интернет:

·         Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/

·        Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru

·         Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/

·     Учительский портал http://www.uchportal.ru/

·      Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/

·     ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.info/

·     Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet http://pedsovet.su/

·        Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru

·        Государственные образовательные стандарты второго поколения http://www.standart.edu.ru

·        Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru/defaultx.asp

·     Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

·      Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

·      Газета «Математика» и сайт для учителя «Я иду на урок математики» http://mat.1september.ru

·     http://opengia.ru/

·     www.uztest.ru

·     http://www.100ege.ru/oursubjects

·     www.alexlarin.net

·     www.mat-ege.ru

·     www.ege.yandex.ru 

·     http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_8.php

Кроме этого создаю собственные презентации и различные дидактические материалы к урокам с использованием программ MicrosoftOffice: Word, PowerPoint, Excel. (Приложение на диске).

С помощью этих программ и сайтов создаю свои презентации, к урокам. Это помогает моим ученикам свободно ориентироваться в информационном пространстве: выполнять учебные и творческие задания в электронной форме, использовать для представления своих работ самостоятельно выполненные компьютерные презентации (Приложение 6,7 на диске).

Имею собственную электронную почту galina31051971@yandex.ru и страницу на сайте гимназии http://www.kng-komi.ru/kivaeva-g-v.

     На сайте отражена основная информация о моей педагогической деятельности в качестве учителя математики: результаты педагогической работы, внеурочная, методическая деятельность по предмету, материалы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ и дидактические материалы к урокам.

        Использую свой сайт для дистанционных консультаций учащихся по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике, для отработки материалов и подготовки к контрольным и проверочным работам учащимися, в том числе учащимися, имеющими частые пропуски уроков по причине болезни, для самостоятельного изучения учащимися тем в актированные дни.

         Для преодоления минимального порога в ходе проведения итоговой аттестации, необходима тематическая отработка знаний, умений и навыков ключевых тем математики. Материал подготовленный в разделах «Твой помощник ОГЭ 9 », «Твой помощник ЕГЭ 11» собран для отработки вычислительных навыков, необходимых для успешного выполнения вычислений на экзамене, а также упрощение выражение, нахождение площадей, решение уравнений, задач и др. Данные задания взяты из официальных изданий ФИПИ и МИОО, учебников, интернет- ресурсов, сборников заданий и  КИМов.

После выполнения заданий учащиеся могут выслать ответ на мою почту, сделать скриншот страницы или принести ответы в распечатанном виде. Данный вид заданий помогает более эффективно подготовить учащихся к ОГЭ, ЕГЭ. Также эти задания могу использовать индивидуально, проводить самостоятельную работу или для проведения зачетов (https://sites.google.com/site/komikng/kivaeva-g-v/tvoj-pomosnik-oge-9; https://sites.google.com/site/komikng/kivaeva-g-v/tvoj-pomosnik-ege-11).

Для повышения уровня собственной квалификации активно пользуюсь справочно-правовыми системами «Консультант+» и «Гарант», что позволяет оперативно узнавать изменения в законодательстве, знакомиться с проектами нормативных актов, которые касаются изменений в порядке проведения ОГЭ и ЕГЭ.

3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета

    В основе ФГОС ООО положен соответствии с введением на первый план выходит системно-деятельностный подход который обеспечивает: проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Считаю необходимым активное изучение и внедрение технологий системно-деятельностного подхода, которые способствуют формированию у гимназистов ключевых компетенций, создают условия для успешной социализации учащихся в обществе. Наиболее результативными в обучении учащихся математике, по-моему мнению, является проблемно-поисковый подход,  связанный с созданием на уроках проблемных ситуаций. Уроки математики выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно могли обозначить и озвучить проблему, выдвигали гипотезы, «открывали» для себя новые знания, высказывали свои предположения, проверяли правильность своих выводов с помощью учителя, учебника, дополнительных источников.

Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:

·        научные теории, выполнить которое можно, опираясь на новый материал,

·        взаимоисключающие точки или ответы учащихся на задаваемый вопрос или практическое задание,

·        два или несколько противоречивых факта и др..

Урок с использованием проблемных ситуаций обеспечивает учащимся более качественное усвоение знаний, способствует развитию их интеллекта, развитию творческих способностей, воспитанию активной жизненной позиции. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемный вопрос.

В качестве примера предлагаю конспект урока на тему «Сложение натуральных чисел и его свойства» в 5 классе (Приложение 6).

         Не менее эффективным считаю использование игровых технологий. Данная технология наиболее продуктивна на уроках математики и наглядной геометрии в 5-6 классах. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра и др..

     Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических и игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. Существует  огромное количество дидактических игр, поэтому их можно классифицировать.

Дидактические  игры классифицируются:

Ø по цели обучения:

обучающие

контролирующие

воспитывающие

обобщающие

развивающие

 

Ø По  массовости

 групповые

коллективные

Индивидуальные

 

Ø По  реакции

подвижные

тихие

 

Ø По темпу

«скоростные »

«качественные»

Ø По  применяемости  в учебном  процессе

Одиночные

Универсальные

 

Ø                               По характеру деятельности  учащихся

репродуктивные

частично- поисковые

  поисковые

  творческие

 

Ø                                                    По  форме  проведения

игры- путешествия

   игры –

поручения

игры- предположения

игры- загадки

игры - беседы

 

    Представленная педагогическая классификация, не является полной и включает в себя лишь некоторые основания для классификации и применения ее в образовательном процессе (Приложение на диске).

Кроме этого в своей работе использую технологию обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все учащиеся разные: одни схватывают на «лету», другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить учащихся в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как “сильные” учащиеся, так и “слабые”. “Слабые” стараются выяснить у “сильных” непонятные им вопросы, а “сильные” заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения гимназистами фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.

В свою практику внедряю инновационные технологии, такие как  технология оценивания учебных достижений. Использование технологии оценивания способствует развитию у учащихся умений самоконтроля и самооценки. Технология оценивания способствует формированию таких умений, как работать по плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

         Результативность использования современных образовательных технологий  подтверждается:

1.Положительной динамикой «качества обученности» (см. критерий 1.2);

2. развитием общеучебных умений и навыков учащихся (познавательно-информационных, организационно-управленческие, коммуникативные, контрольно-оценочные, рефлексивные);

3. Позитивной динамикой участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, творческих выставках (см. критерий 2)

4. Результативностью участия в государственной итоговой аттестации учащихся в 9-х,11-х классов (cм. критерий 7).