--- ООП. ФГОС. ФКГОС.

 Основная образовательная программа. ФГОС. ФКГОС. Аннотации к рабочим программам учебных предметов. Рабочие программы

Образовательная программа начального общего образования. Школа России.


Образовательная программа начального общего образования (ФГОС), в т.ч. рабочие программы по учебным предметам:
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Русский язык» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. 
В программе отражена реализация гимназического компонента содержания (ГК). Гимназический компонент раскрывается через использование краеведческого материала, сравнительную характеристику русского и коми языков, использование текстов коми писателей и поэтов.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования «Литературное чтение» под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой.
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника.
Основная цель курса литературного чтения в начальных классах - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
В содержание программы включён гимназический компонент (ГК), который представлен следующим литературным материалом: коми народные загадки, пословицы, сказки.

Рабочая учебная программа для 2-4 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2), 2009.;
- Примерной основной образовательной программы. Начальная школа. (английский язык)./[сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб.—М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Авторской программы к курсу “Enjoy English” для 2-11 классов общеобразовательных школ, М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, Обнинск: Титул, 2012.
Программа полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в основной и старшей школе.

Рабочая учебная программа по коми языку составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми и программно-методического сборника для общеобразовательных школ «Коми язык государственный для 1 – 4 классов» авторы Е.Н. Вязова, А.В. Сизова. В результате изучения коми языка на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости коми языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования коми языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения коми языком.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Образовательная система «Школа 2100» в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011 год., которая рассчитана на 136 часов в год, количество недельных часов - 4. Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по математике издательства «Баласс» для 1 – 4 классов, авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких (заключения РАО (No 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (No 614 от 26.07.2007). В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника.

Рабочая учебная программа составлена на основе программы по окружающему миру А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» а составлена на основе обновлённой программы «Музыка» 1- 4 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК No301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения «Коми национальная гимназия». Региональный компонент включает 10-15 % учебного времени, отведенного на преподавание данного предмета.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования «Изобразительное искусство» под редакцией О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника.
В рабочей учебной программе представлен гимназический компонент (ГК), который реализуется через использование материала краеведческого характера: коми орнамент, достопримечательности и культурные учреждения города Сыктывкара, традиции и творчество мастеров родного края, коми народные промыслы.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования «Технология» под редакцией О.А. Куревиной, Е.А.Лутцевой.
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника.
В программе отражена реализация гимназического компонента содержания (ГК). Гимназический компонент раскрывается через использование краеведческого материала: своеобразие культуры РК, коми орнамент, достопримечательности и культурные учреждения города Сыктывкара, традиции и творчество мастеров родного края.
Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы по физической культуре федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации No373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»), с учетом авторской программы «Физическая культура» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. М, «Просвещение», 2011 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Физическая культура. 1- 4 классы». Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина.

Основная образовательная программа основного общего образования гимназии – локальный  акт, созданный для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей гимназии.

  Миссия гимназии состоит в том, чтобы способствовать формированию целостной личности учащегося как субъекта диалога  культур (коми, русской, английской), готовой к конструктивному диалогу и успешной самореализации в современном поликультурном российском обществе; формированию таких качеств как нравственная чистота, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, милосердие, культура общения и поведения; осознание гражданской ответственности за судьбу страны, республики. Развитие этих качеств прогнозируется в основной образовательной программе гимназии.

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе ФКГОС и на основе примерной типовой программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5 – 9 классы». Авторы – В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Е.И.Никитина и др.. М., «Дрофа», 2010 год.
Рабочая программа способствует формированию у обучающихся различных компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической).
Программа по содержанию учебного материала является традиционной, в её основе – линейный принцип подачи учебного материала.
Рабочая учебная программа рассчитана на 736 часов.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе ФКГОС и на основе примерной типовой программы литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. 12-е издание. М., «Просвещение», 2010 год.
Программное содержание включает один концентр: 5 – 9 классы. В содержание учебного материала для каждого класса включены художественные произведения русской и зарубежной литературы, что позволяет расширить литературное образование обучающихся. Каждый курс программы построен таким образом, что ключевым в построении учебного материала является конкретная и ведущая проблема.
Рабочая учебная программа рассчитана на 384 часа.

Рабочая учебная программа по коми языку как государственному составлена на основе программно-методического сборника «Коми язык как государственный. 5-9 классы» (Г.И. Ватаманова, Ж.Г. Сизева, Е.Н. Ярошенко), образования и высшей школы Республики Коми (2007г.).
Срок реализации программы 5 лет, всего 525 часов. В связи с переходом на базисный учебный план 2004 года увеличилось количество часов на 3 часа ежегодно и составляет 105 часов в год в каждом классе.

Рабочая учебная программа для 5-9 классов составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки No 1089 от 05.03. 2004г.);
- Примерных программ по иностранному языку. – ИЯШ. - No5. - 2004г.
- Авторской программы к курсу “ English” для 5-11 классов общеобразовательных школ, В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа. – М: Просвещение, 2006г.
Данный курс построен в соответствии с базисным учебным планом (БУП-2004).
Количество часов в неделю в 5, 6, 7 классах увеличено до четырёх за счет гимназического компонента.
Срок реализации программы 5 лет, всего 630 часов.



Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. No 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ обучающимися 8-9 классов в течение 104 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Рабочая программа по истории составлена в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по истории / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г., и авторских программ, допущенных Министерством образования и науки РФ (2007г.в.): История Древнего мира (авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая), История Средних веков (автор: В.А. Ведюшкин), программы по Новая история для 7-8 классов (авторы: А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина).

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая Экономику и Право) / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.




Рабочая учебная программа по физике для II гимназической ступени составлена на основе примерной программы по физике для основной общеобразовательной школы под редакцией Е.М. Гутника и А.В. Перышкина, с учетом обязательного минимума содержания физического образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 09.03.2004 года No 1312.

Рабочая учебная программа по химии для основной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О.С. (Программы для общеобразовательных учреждений. Дрофа, М.,2005г.), допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Данная программа учитывает специфику учебного заведения: в ее содержание включен национально-региональный компонент.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.). Программа составлена на основе примерной программы «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы» - М.:Вентана – Граф, 2010. Для реализации рабочей программы выбран УМК авторов под руководством профессора И.Н. Пономаревой.

Рабочая программа составлена на основе программы «Искусство 8 - 9 классы» под руководством Б.М. Неменского, федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года No 1312.

Рабочая программа по музыке для 5 - 7 классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года No 1089 и Примерной государственной программы по МУЗЫКЕ для общеобразовательных школ: авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка. 5-7 классы». Москва. Просвещение, 2011г.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ No 1312 от 09.03.2004;
• Утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. No 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
В программу включён национально – региональный компонент, который составляет не менее 15% рабочей учебной программы, что соответствует статусу и уставу гимназии.

Рабочая учебная программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Базовым для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».


Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности в МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. No 1089), на основе примерной программы основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов в 8 классах, из расчёта 1 час в неделю.
Уроки с использованием ИКТ в 8 классах – 12 (35% от общего количества часов). Уроки с национально-региональным компонентом в 8 классах – 10 (29%).

Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта,
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, разработанной авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича, (Москва, «Просвещение» 2009), с учётом национально-регионального компонента (Указ Главы РК No301 от 13.07.2001 г.).

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, методического пособия «Рабочие программы по изобразительному искусству 5 - 7 классы» (под программе Б.М. Неменского) 2010 года издания. Этот фундамент позволяет строить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.


Рабочая учебная программа по истории Республики Коми составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми для общеобразовательных учреждений республики и на основе программы История Республики Коми для 6-9 классов (авторы-составители программы: кандидат исторических наук, доцент О.Е. Бондаренко, кандидат исторических наук, профессор Т.М. Хорунжая. При разработке программы авторы учитывали содержание Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми, а также программы для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми «Литература, искусство, история и природа Коми края» (Сыктывкар, 1997), утвержденной МОиВШ РК.) Авторы расширили хронологические рамки курса (включен материал о Республике Коми в 1990-х годах), внесли некоторые изменения в оценку событий (не классовая борьба в XVII-XVIII в.в., а социальный протест крестьян и т.п.), предусмотрели изложение материала с учетом новейших достижений исторической науки.


Образовательная программа среднего общего образования, в т.ч. рабочие программы по учебным предметам. (ФКГОС)

Основная образовательная программа среднего  общего образования в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего  общего образования направлена на реализацию следующих основных целей:

-формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

-обеспечение учащимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Назначением основной образовательной программы среднего общего образования является  обеспечение реализации прав учащихся  гимназии на бесплатное общедоступное среднее  общее образование в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  образовательного стандарта среднего общего образования (ФКГОС); этнокультурного компонента образования  и образовательными запросами родителей и учащихся, а также реализации государственной политики в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учеников.


Рабочая учебная программа по русскому языку для III гимназической ступени составлена в соответствии с ФКГОС и на основе программы «Русский (родной) язык. 10-11 классы. Базовый уровень» /Русский язык. 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова М.. Просвещение. 2011/.
Рабочая учебная программа рассчитана на 104 часа из расчёта 10 класс – 36 часов, 11 класс – 68 часов.

Рабочая учебная программа по литературе составлена в соответствии с ФКГОС и на основе примерной типовой программы литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы (базовый Коровиной. 12-е издание. М., «Просвещение», 2010 год.
Наиболее тесно на III гимназической ступени литература связана с историей, так как именно исторические события, личность человека в определенной исторической эпохе, жизненные явления, общественные и межличностные отношения в разные периоды времени являются предметом изображения литературы. Поэтому курс литературы в 10-11 классах построен на историко-литературной основе.
Рабочая учебная программа рассчитана на 246 часов из расчёта 144 часа на 10 класс, 102 часа на 11 класс.



Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» составлена на основе ФКГОС и «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. No 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10-11 классов в течение 70 часов (из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и информационным технологиям.


Рабочая программа по истории составлена в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по истории / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007г.
Отличительные особенности РУП:
- интегративность программы, т.е. объединение курсов Всеобщей истории и Истории России при сохранении их самостоятельности, с явным приоритетом в пользу последней (решение ГМО учителей истории г.Сыктывкара от 05.06.2013 г.)
- дополнение содержания гимназическим компонентом (ГК) направленным на более детальное изучение документов и точек зрения соответствующих эпох, а так же освещает вопросы культурологического характера позволяющие расширить представления учащихся о развитии культуры народов мира.
- тема «Россия во второй половине XIX в. – начале XX в.» разделена на две темы «Россия во второй половине XIX в.» и «Россия в начале XX в.», которые изучаются в 10 и 11 классах соответственно. Подобное изменение вызвано отсутствием темы «Россия в начале XX в.» в учебнике А.А. Левандовского «История России XVIII – XIX веков» для 10 класса.

Рабочая учебная программа по обществознанию для 10—11 классов составлена в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе программы Обществознание для 10 – 11 классов, базовый уровень. Авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев. – М., «Просвещение»., 2007.
Курс «Обществознание» для старших классов полной средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.

Рабочая учебная программа для 10-11 классов составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки No 1089 от 05.03. 2004г.);
- Примерных программ по иностранному языку. – ИЯШ. - No5. - 2004г.
- Авторской программы к курсу “ English” для 5-11 классов общеобразовательных школ, В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа. – М: Просвещение, 2006г.
Учебный курс “English”, авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа для 10-11 классов призван систематизировать и обобщить языковой и коммуникативно-речевой опыт школьников, который они приобрели в 5-9 классах. Основное требование при обучении – работать в соответствии с единой темой «Формирование компетентности участников образовательного процесса».


Рабочая учебная программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 No1089) и авторской программы В.С. Данюшенкова и О.В. Коршуновой. (Программы общеобразовательных учреждений: Физика. 10-11 классы / П.Г. Саенко. – М.:Просвещение, 2010). Рабочая программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н.Сотского (10 класс), Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чаругина (11 класс) утвержденного Федеральным перечнем учебников с учетом обязательного минимума содержания физического образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 09.03.2004 года No 1312.

Рабочая учебная программа по химии для основной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений автор Габриелян О.С. (Программы для общеобразовательных учреждений. Дрофа, М.,2005г.), допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
Программа курса построена по концентрической концепции в соответствии с принципом развивающего обучения. Даная программа учитывает специфику учебного заведения: в ее содержание включен национально-региональный компонент.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.) и примерной программы «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы» - М.:Вентана – Граф, 2010. Программа построена в соответствии с принципами гуманизма, биоцентризма и полицентризма при раскрытии свойств живой природы, её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни, на историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний, понимания биологии как науки и явления культуры.

Рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура 10-11 классы», автор – Л.А. Рапацкая, федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года No 1312.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Отличительной особенностью данной программы является включение гимназического компонента в содержание учебного курса. В процессе изучения предмета МХК используется культурологический потенциал местных художественных, краеведческих музеев, других учреждений культуры, творческих союзов. В программу 10 – 11 классов включены встречи с деятелями региональной художественной культуры, посещение театров, выставок, проведение экскурсий развивающего характера (в их основе заложен диалог, зрительные и эмоциональные ассоциации, проекты).

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказам Минобразования России от 05.03.04 г. No 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Программа рассчитана на два года обучения. 70 часов (1 час в неделю) В ее содержании по отдельным темам выделен национально-региональный компонент.

Рабочая учебная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. No 1089), на основе примерной программы среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в 11 классе, из расчёта 1 час в неделю. Соответственно количество часов по четвертям: в 10 классах 35 часов. Уроки с использованием ИКТ в 10 и 11 классах – по 10 (29% от общего количества часов). Уроки с национально-региональным компонентом в 10 и 11 классах – по 11 (32% от общего количества часов).

Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, разработанной авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук В. И. Ляха, кандидата педагогических наук А. А. Зданевича, (Москва, «Просвещение» 2009), с учётом национально-регионального компонента (Указ Главы РК No301 от 13.07.2001 г.).


Рабочая учебная программа по коми языку как государственному для 10-11 классов составлена на основе Государственного образовательного стандарта «Коми филология. Коми язык как второй (государственный). Профильный уровень». Автор-составитель – Е.Н.Ярошенко, учитель коми языка МОУ «Гимназия» (Коми национальная гимназия). Рецензент – Е.П.Шеболкина, кандидат филологических наук, профессор, ректор государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми «Коми Республиканский институт развития образования».

Рабочая учебная программа по истории Республики Коми составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми для общеобразовательных учреждений республики и на основе программы История Республики Коми для 10-11 классов (авторы-составители программы: кандидат исторических наук, доцент О.Е. Бондаренко, кандидат исторических наук, профессор Т.М. Хорунжая. При разработке программы авторы учитывали содержание Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего общего образования в Республике Коми, а также программы для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми «Литература, искусство, история и природа Коми края» (Сыктывкар, 1997), утвержденной МОиВШ РК.) Авторы расширили хронологические рамки курса (включен материал о Республике Коми в 1990-х годах), внесли некоторые изменения в оценку событий (не классовая борьба в XVII-XVIII в.в., а социальный протест крестьян и т.п.), предусмотрели изложение материала с учетом новейших достижений исторической науки.




Дополнительные общеобразовательные программы